В 2016 году стало окончательно ясно, что автомобили без водителя – это уже не фантастика, а реальность ближайших лет. И встал вопрос: сколько же людей потеряют работу из-за этого технологического прорыва? “В будущем не будет ни машинистов электропоездов, ни, похоже, таксистов и дальнобойщиков”, – полагает глава баварского отделения Объединения немецких профсоюзов (DGB) Маттиас Йена (Matthias Jena).

В 2016 году стало окончательно ясно, что мировой автопром разворачивается в сторону производства электромобилей. И тут же пришло осознание того, чем это грозит моторостроителям и их поставщикам, ведь для электрических двигателей требуется несравнимо меньше деталей, чем для двигателей внутреннего сгорания. “Из сегодняшних семи рабочих мест на производстве моторов и других агрегатов останется только одно”, – утверждает председатель совета трудового коллектива концерна Daimler Михаэль Брехт (Michael Brecht).

Поиск нужных сотрудников – одна из главных проблем 2017 года

Впрочем, в Германии по итогам 2016 года стало окончательно ясно и нечто совсем иное: хроническая проблема немецкой экономики – вовсе не избыток, а нехватка хорошо обученных работников. Как отметил 27 декабря на страницах газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung Фолькер Трайер (Volker Treier), главный экономист Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK), риск не найти подходящий персонал за год существенно вырос.

“На дефицит квалифицированных кадров жалуются уже 40 процентов предприятий”, – сообщил Фолькер Трайер, сославшись на проведенный DIHK опрос среди немецких промышленных компаний. Почти половина из них, указал эксперт, считает нарастающие проблемы с замещением вакансий “одним из главных рисков для своей будущей бизнес-деятельности”. Риск двойной: он состоит как в опасности не найти своевременно нужных людей для выполнения заказов, так и в угрозе роста издержек на оплату труда.

Особенно остро проблема нехватки квалифицированного персонала стоит, по данным DIHK, в компаниях, предоставляющих IT-услуги промышленным заказчикам, а также на станкостроительных заводах. Более половины таких предприятий назвали поиск нужных сотрудников одной из главных проблем предстоящего 2017 года. Резко обострился дефицит кадров в таких отраслях, как электротехника и мебельная промышленность.

Новые технологии создают новые рабочие места

Получается, что в Германии резко ускоряющаяся в последние годы автоматизация и роботизация в промышленности и на транспорте вовсе не ведет к снижению общего уровня занятости в стране. Скорее наоборот. По степени внедрения роботов в производство ФРГ занимает третье место в мире после Южной Кореи и Японии, однако занятость в отрасли находится на рекордно высоком уровне, приводит в качестве примера Объединение немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA).

По данным DIHK, в немецкой обрабатывающей промышленности за последние пять лет было создано свыше 350 тысяч новых рабочих мест. “В 2017 году плюс может составить в промышленности не менее 30 тысяч рабочих мест “, – считает Фолькер Трайер. Активно нанимать сотрудников намерены, в частности, производители потребительских товаров – предприятия пищевой, мебельной и фармацевтической промышленности.

Так что автоматизация, роботизация и дигитализация (внедрение цифровых технологий), с одной стороны, ведут к уничтожению определенных рабочих мест. Но так было всегда, когда появлялись новые технологии. Однако они же, с другой стороны, неизменно способствовали и созданию новых рабочих мест, а нередко – и возникновению новых профессий. То же самое произойдет и на этот раз.

“Число новых рабочих мест может оказаться даже выше числа тех, что отпадут”, – допускает президент Центрального союза электротехнической и электронной промышленности (ZVEI) Михаэль Циземер (Michael Ziesemer). По его мнению, так называемая четвертая промышленная революция, или Индустрия 4.0, приведет к возникновению большого числа новых бизнес-моделей и, соответственно, источников заработка. “У того, кто креативен, смело берется за дело и умеет думать, просто масса шансов”, – убежден топ-менеджер.

Врачи, учителя и инженеры и впредь будут востребованы

Хотя на рынке труда 21-го века потребуются, конечно же, не только креативность, решительность и сообразительность, но и профессиональные знания и навыки. Совершенно очевидно, что новые технологии будут вытеснять первым делом работников с низкой квалификацией. Беспилотные автомобили оставят без заработка многих шоферов и таксистов, но завалят работой тех, кто будут создавать программное обеспечение для самоуправляемых транспортных средств. На заводах роботы заменят классических конвейерных рабочих, но эти механизмы кто-то должен будет разрабатывать, программировать и чинить.

Информационное агентство dpa к концу 2016 года составило список тех отраслей, в которых цифровые технологии и роботы будут все больше вытеснять малоквалифицированный труд. Помимо уже упоминавшейся сферы промышленности и транспорта, это, прежде всего, розничная торговля, поскольку интернет-магазины или новые формы оплаты товаров, скажем, через смартфон вскоре сделают лишними многих продавцов и кассиров. В области здравоохранения, в больницах и домах престарелых, тяжелый или монотонный труд нянечек или санитаров тоже все чаще будут брать на себя роботы.

В то же время, подчеркивают опрошенные dpa эксперты, и в здравоохранении, и в области образования, и в сельском хозяйстве многочисленные работы и впредь будут выполняться не механизмами, а живыми людьми с соответствующей квалификацией. Ну, а в промышленности Германии сейчас чрезвычайно востребована такая классическая индустриальная профессия, как инженер.

“Я уже в 27 лет богатый дядюшка, имеющий даже возможность помогать семье брата”, – признался еженедельнику Die Zeit недавний выпускник немецкого инженерного вуза, получивший место разработчика и контролера качества на фирме, изготавливающей электронику для холодильников. По его словам, ему “даже неудобно признаваться друзьям в том, как много я теперь зарабатываю, ведь у меня даже нет степени магистра”.

Андрей Гурков

Read Full Article